Полезные приёмы игры на гитаре


С какими проблемами может столкнуться гитарист при игре композиции?


Наверное, у многих, кто только начинал играть на гитаре, было желание накинуться на какое-нибудь яркое, «вкусное» и всеми любимое произведение. Разумеется, произведение это было непомерно сложным и пестрящим приёмами всех мастей — легато, барре, слайды, быстрая смена аппликатуры, растяжка и многое другое.

Чтобы сыграть произведение красиво, нужны были определенные навыки. А поскольку, чтобы получить навыки нужно пройти некоторую подготовку, заняться упражнениями и разбором более простых композиций, само вожделенное произведение нужно пока отложить. Но, как известно, в порыве лютого энтузиазма сделать это порой бывает непросто, и поэтому, даже понимая свою обречённость, попытки взять сложное произведение приступом не оставляются. В результате — поломанные пальцы и разочарование. Хорошо, если еще не полное разочарование в гитаре и навязывание себе мыслей, вроде «наверное, это не мое», «я никогда не научусь играть на гитаре, пойду напьюсь»

В такие моменты, когда энтузиазм сыграть любимую мелодию несколько отпускает, полезно начинать готовить плацдарм для будущих наступлений — тренировать пальцы, руки и голову, наращивать мозоли в надлежащих местах и шаг за шагом постигать новые вершины гитарной техники.


Какие умения дадут больше свободы в выборе произведений для игры на гитаре?


Очевидно, чем больше у Вас навыков, тем меньше препятствий Вы встретите, разбирая полноценную аранжировку для гитары. Умея исполнять основные приёмы игры на гитаре, становится намного интереснее заниматься музыкой — играя мелодию, Вам не нужно напрягаться по поводу сложных мест в ней, задерживать дыхание, зажимая барре и расстраиваться, неизбежно лажая.

Напротив, исключив эти негативные положения из своей игры, освобождается место удовольствию от музыки и от ощущения, что Вы эту музыку воспроизводите своими руками.
Поэтому настоятельно рекомендую поднимать свой технический уровень, не откладывая это дело на будущее.
Итак, ниже вкратце разберем основные и самые распространенные приёмы игры на гитаре.


Барре

Барре — это такой приём, когда одним пальцем (как правило указательным) одновременно зажимаются несколько струн. Существует большое и малое барре. Большое — когда зажимаются 5 или все 6 струн. Малое — когда зажимаются от 2-х до 4-х струн.

Большое барре на первом ладу и малое баре на пятом:

барре
Приём крайне нужный и важный. И, если, используя гитару для аккомпанемента к пению, можно обойтись без барре, то для игры мелодий в стиле fingerstyle, вряд ли получится это сделать.

О том, как брать барре на гитаре лучше всего будет посмотреть несколько видеоуроков на Ютубе. Посмотрев видеоролики и потренировавшись, будет очень кстати, если Вас проконтролирует и в случае необходимости поправит какой-нибудь опытный знакомый гитарист. Это важно для того, чтобы не пришлось впоследствии переучиваться.
Самое главное в большом барре — это найти положение, в котором без дребезга звучат все струны.
Именно правильным положением, а не силой прижатия должно достигаться звучание всех струн — выгибайте, двигайте указательный палец вверх и вниз поперек грифа и ищите нужное положение.
В малом барре основная сложность — это научиться выгибать указательный палец таким образом, чтобы остальные пальцы могли свободно зажимать ближайшие лады, не задевая соседние струны.

Упражнение на баре — фрагмент из песни «Звезда по имени Солнце»

барре звезда по имени солнце

Как видно, вся мелодия играется на большом и малом баре. Старайтесь ставить пальцы на струны так, чтобы при игре не было заглушенных и дребезжащих звуков.


Растяжка

Чтобы играть на гитаре более разнообразно и использовать более широкий диапазон нот, понадобится хорошая растяжка пальцев, особенно, если они у Вас не очень длинные.
Под растяжкой я понимаю способность максимально раздвигать пальцы левой руки без ущерба звучанию и комфорту зажимать необходимые струны.
Например, довольно популярная в моих аранжировках аппликатура — указательный палец на третьем ладу шестой струны и мизинец на седьмом ладу первой струны. Эта аппликатура требует некоторой растяжки пальцев левой руки.

Упражнение 1

растяжка 1

На протяжении всего упражнения нужно стараться удерживать указательный палец на третьем ладу шестой струны.

Упражнение 2

растяжка


Легато

Такой приём, как легато позволяет сделать игру на гитаре более связной и плавной, а также облегчить работу правой руки в игре быстрых пассажей.

В нотном письме и в табулатурах легато обозначается в виде дуги между двумя или несколькими нотами разной высоты.
Существует восходящее (hammer on) и нисходящее (pull off) легато.
Восходящее легато — первая нота извлекается пальцем правой руки, а следующая ударом пальца левой руки по струне. Нисходящее легато — первая нота извлекается правой рукой, а следующая путём срыва пальца со струны

Упражнение 1

легато

Простое упражнение на легато. Нужно следить за тем, чтобы ноты, извлекаемые правой рукой и ноты, извлекаемые ударом/срывом пальца левой руки были примерно одинаковы по громкости.

Упражнение 2

легато2


Украшения

Форшлаг — это довольно популярный и эффектный приём игры на гитаре, являющийся мелодическим украшением. Состоит из одной или нескольких нот, исполняемых коротко и, как правило, с помощью легато. Форшлаг должен исполняться тише основной ноты.

В нотной записи обозначается маленькой нотой перед основной нотой. Поскольку этот приём является украшением, чтобы использовать его в своей игре, нужно как следует над ним поработать, иначе вместо украшения можно получить обыкновенный «косяк».

Упражнение

форшлаг

Глиссандо (слайд/slide) — переход от одной ноты к другой путём скольжения по струне. Скольжение должно быть лёгкое и плавное — во время скольжения не нужно сильно прижимать струну, иначе получится слишком резкий звук, но и отпускать тоже не следует, ибо в процессе скольжения звук просто погаснет. Глиссандо может быть восходящим и нисходящим — движение к верхним ладам и, соответственно, к нижним.

Упражнение 1

глиссандо восходящее

Упражнение 2

глиссандо


Все приёмы следует осваивать постепенно. Если Вы совсем недавно взяли в руки гитару, следует начать с 15-20-ти минут на каждый приём за одно занятие (в день таких занятий может быть несколько).

Самое главное — это систематичность. Тренироваться нужно каждый день, тогда постепенно, сначала медленно и болезненно, потом более поддатливо организм начнет реагировать на нагрузки и, как следствие, начнут развиваться необходимые мышцы, связки, суставы и сухожилия, появляться мозоли на пальцах и начнет развиваться мелкая моторика и координация. Тело должно привыкнуть к новому виду деятельности, и для этого необходимо некоторое время.
Конечно, не стоит перегибать палку с нагрузками, но и пренебрегать этим тоже нельзя — все, что нужно — это делать, ждать и еще раз делать.

 

 

Вы можете оставить комментарий

Добавить комментарий